E-mail Сайт психоаналитика Елены Лазаренко
Сайт психоаналитика Елены Лазаренко

Психоанализ, психоаналитик Петербург
О психоаналитике
Как работает психоанализ
Статьи о психоанализе
Вопросы к психоаналитику
Связаться с психоаналитиком

10 ПРИЗНАКОВ ПРОФЕССИОНАЛА

В современном мире значение профессионализма трудно переоценить. Его добиваются, о нем мечтают, ему завидуют, о нем слагают мифы, как раньше о романтической любви. Из чего же состоит профессионализм? Что нам помогает и что мешает им овладеть и насладиться?

1. Знания
Знания – основа основ профессионализма. Они позволяют ориентироваться в своем деле и говорить с коллегами на одном языке. Если человек может спеть любую мелодию, но не знает нот, он будет самородком, талантом или, может быть, даже гением, но не профессионалом. Неизбежно в своей профессии мы время от времени сталкиваемся с тем, что чего-то не знаем, тогда важно знать, где недостающее знание добыть или хотя бы в какой стороне его искать.

2. Опыт
Это второй краеугольный камень профессионализма. В процессе обучения мы то идеализируем свои знания, то обесцениваем их. Так, многим студентам медицинских вузов на одной стадии обучения кажется, что они могут вылечить все, а на другой – что они совершенно беспомощны и почти ничем не могут помочь своим пациентам. Опыт позволяет выработать реалистическую оценку своих возможностей, почувствовать себя уверенно, а не двигаться постоянно по этому маятнику от ощущения своей грандиозности к полной никчемности и обратно. Некоторым людям в силу своих личностных особенностей трудно выйти из этой дилеммы. Предъявляя себе нереальное требование выполнять любую задачу идеально и опасаясь, что так не получится, они застревают и не делают ничего, лишь бы не допустить ошибку и не испытывать за нее непереносимый стыд. В тяжелых случаях такого застревания опыт может не помогать, тогда показано обращение за психотерапевтической помощью. Очень квалифицированные, опытные и целеустремленные профессионалы могут сталкиваться с таким препятствием в своей работе. После успешной терапии они двигаются по своему профессиональному пути свободно и легко, как будто несли тяжелый чемодан без ручки, а потом оставили его на обочине и пошли дальше налегке.

3. Способность учиться на ошибках
Как положительный, так и отрицательный опыт очень важен. Учиться на своих и чужих ошибках необходимо и естественно, это часть нашей человеческой природы. Профессионал – не тот, кто не делает ошибок, а тот, кто ошибки делает редко, их признает и использует для дальнейшего продвижения в своем мастерстве. Если способность видеть свои ошибки замыливается, профессионал проникается верой в свою непогрешимость, такая потеря бдительности чревата неприятностями. Это похоже на то, как пик автомобильных аварий приходится на второй год вождения, когда водители склонны поверить, что теперь-то с ними ничего случиться не может, и проявляют меньше осмотрительности.

4. Хорошие коммуникативные навыки
Как общаться с недовольным клиентом, что сказать срывающему урок ученику, как доказать директору, что в класс нужно купить новое оборудование – с подобными вопросами сталкивается любой профессионал. И тогда исход ситуации во многом зависит от нашего умения контактировать с разными людьми в разных условиях. Если мы чувствуем, что таких навыков у нас недостаточно, это поправимо, можно понаблюдать за успешными коллегами, пойти на тренинг, в терапевтическую группу или почитать соответствующую литературу.

5. Жизненная сила
Чтобы окружающие видели в нас профессионалов, совершенно необходимо присутствие нашей жизненной силы. Мы можем быть сколь угодно опытными и знающими, но если мы выглядим вяло и безжизненно, люди не чувствуют, что от нас могут что-то получить. Не один раз замечала в работе со своими клиентами, что если в терапии удается восстановить прерванный поток жизненной силы, то человек получает большее профессиональное признание. Опыт и знания остаются теми же, а жизненная сила позволяет их транслировать другим.

6. Вовлеченность
Моя клиентка, преподаватель зарубежного университета, с большим удовольствием занималась научными исследованиями, а к преподаванию относилась как к досадной повинности. Она добросовестно готовилась к занятиям и искренне старалась как можно более полно, логично и наглядно передать свои знания и опыт, но отзывы студентов о качестве преподавания оставляли желать лучшего. В ее занятиях присутствовало все теоретически необходимое, но не было ее самой, ее живого интереса к процессу. Как только появился живой контакт с аудиторией здесь и сейчас, студенты тотчас же это отметили, а у клиентки прошла неприязнь к преподаванию.

7. Способность разграничивать ответственность
Мой клиент был признанным профессионалом в своей области и по совместительству преподавал в вузе. По отношению к студентам часто испытывал гнев и раздражение. Он негодовал, когда студенты пропускали занятия, болтали на лекциях, не делали домашние задания и выпрашивали хорошие оценки, по упомянутым поводам возникали долгие и непродуктивные пререкания. В терапии выяснилось, что клиент брал на себя избыточную ответственность за действия студентов, усыновлял и удочерял их, как будто они были грудными младенцами, а он их кормящей матерью. Любой промах студента он воспринимал как упрек в свой адрес, как признак того, что он недостаточно хорош и ценен. Когда удалось корректно разделить ответственность, преподавание пошло легко. Студенты перестали пререкаться, так как увидели перед собой преподавателя, уверенно действующего в пределах своей ответственности и спокойно оставляющего им их часть ответственности за учебный процесс.

8. Самоуважение и забота о себе
Желательно, чтобы профессионал умел не только отдавать свои знания и опыт, но и получать справедливое вознаграждение за свою работу. Иногда может быть необходимо провести переговоры об улучшении условий труда, курсах повышения квалификации или участии в конференции. Если молчать и мечтать о том, что руководители сами прочтут наши мысли, это может никогда не произойти. Если мы этого ожидаем, тогда мы неправомерно передаем ответственность за нас другому лицу и становимся излишне зависимыми. Мы как будто предлагаем усыновить или удочерить нас и без слов понимать наши потребности. Нарушение границ ответственности часто встречается одновременно в обе стороны, когда мы и сами кого-то усыновляем, и себя кому-то предлагаем усыновить.
Самоуважение проявляется также и в нашем внешнем виде. Ученые-этологи выявили, что голуби, находящиеся на нижних ступенях иерархии в стае, не ухаживают за своим опереньем и выглядят взъерошенными, хотя имеют такие же возможности следить за собой, как и их сородичи, по этому признаку их статус в стае очень легко определяется. В человеческом обществе тоже встречают по одежке. Если мы не следим за своим оперением и позволяем себе вести занятия в лыжном свитере в катышках, то первое впечатление у окружающих будет сомнительным, скорее всего, им будет нас немного жаль, что мало ассоциируется с профессионализмом. Исключение составляют те случаи, когда наш профессионализм столь высок, а харизма столь мощна, что внешние признаки статуса уже не важны.

9.Способность сотрудничать и преодолевать свою инерцию
Всем нам когда-то было два года и мы проходили ту стадию развития, когда ребенок на все требования родителей говорит «нет» и тем самым отстаивает свою автономию. Если эта стадия пройдена успешно, тогда нам в дальнейшем достаточно легко сотрудничать с другими и выполнять в срок то, что требуется в нашей работе. Если же стадия пройдена неудачно, возникает фиксация на ней, мы, сами того не желая, постоянно боремся с собой и другими. В этом случае нам очень трудно выполнить поставленную задачу в срок, это бессознательно воспринимается как потеря себя. Энергию протеста необходимо перевести в энергию сотрудничества. Если не получается самостоятельно, можно получить психотерапевтическую помощь.

10. Постоянное развитие
Повышение своего профессионального уровня – бесконечный процесс. Поэтому так важно, любим ли мы свое дело. Плодотворная деятельность может даже замедлять процесс старения, не говоря уже о том, что приносит радость и удовлетворение. Вместе с тем, бесконечные перспективы профессионального развития таят в себе и опасную сторону. Если кроме работы в нашей жизни нет ничего значимого, мы можем работой заполнять пустоту, утолять боль и снимать тревогу. Трудоголизм – способ ухода от мира и от себя, еще и социально одобряемый в отличие от алкоголизма, наркомании и тому подобных. Если мы замечаем признаки саморазрушения в нашей профессиональной деятельности, тогда стоит остановиться и задуматься, действительно ли мы хотим уработаться насмерть или готовы рискнуть посмотреть на себя и научиться наслаждаться и другими сторонами жизни.

Статья написана для журнала "Лидеры образования", № 4, 2007 г.


Начало любой статьи Вы найдете в разделе "Статьи".


Разделы сайта, дополнительная навигация:
Психоанализ, психоаналитик. Как работает психоанализ. Психологическая помощь в Петербурге и Москве. Как выбрать психолога. Психика и структура психики. Статья: Личностные адаптации. Статья: Родительские послания и жизненный сценарий.