E-mail Сайт психоаналитика Елены Лазаренко
Сайт психоаналитика Елены Лазаренко

Психоанализ, психоаналитик Петербург
О психоаналитике
Как работает психоанализ
Статьи о психоанализе
Вопросы к психоаналитику
Связаться с психоаналитиком

КРИТИКА, ИЛИ КАК ЭФФЕКТИВНО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ И ПОЛУЧАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

Впервые опубликовано в журнале "Профессия - директор", № 5, 2008 г.

Чтобы работа коллектива была эффективной, необходимо давать своим подчиненным справедливую обратную связь, как позитивную – признание их достижений, похвалу, так и негативную – критику. При отсутствии обратной связи, особенно в случае перехода на новое место работы, сотрудник может почувствовать себя в вакууме, испытывать тревогу и дискомфорт. Чрезмерная тревога, как и чрезмерное расслабление не способствуют эффективной работе.

Позитивная обратная связь

В нашей культуре сильна тенденция говорить только о негативе и умалчивать о положительных сторонах. Многих из нас воспитывали с опасением захвалить, избаловать, вырастить эгоиста, который ставит личный интерес выше общественного, поэтому из лучших побуждений наши достижения могли восприниматься как само собой разумеющиеся, а акцент мог делаться на промахах и недочетах. Те, кто в детстве не был в достаточной мере напитан родительским одобрением и похвалой, во взрослом возрасте часто испытывают трудности в предоставлении и получении позитивной обратной связи. Теплые слова одобрения, признания и поддержки могут восприниматься ими как слащавые, неестественные и даже вредные.
Мой давний знакомый, скупой на похвалу и очень критичный, сравнивает себя с героями популярной юмористической передачи, жителями Челябинска, которые носят железные трусы и чьи дети носят чугунные панамы. Руководители такого типа нередко опасаются, что если они начнут давать позитивную обратную связь, то будут выглядеть слабохарактерными, их перестанут слушать и уважать. Вместе с тем, обычно происходит обратное. Если руководитель умеет давать позитивную обратную связь, тогда и его критические замечания воспринимаются как более справедливые, к ним больше прислушиваются, а не стараются поскорее проигнорировать. Позитивная обратная связь – это не обобщенные комплименты или заискивания, а четкие указания, что именно сделано хорошо.
Обычно получать позитивную обратную связь приятно, это положительные психологические поглаживания, которые необходимы любому человеку ничуть не меньше, чем поглаживания физические. Они нас вдохновляют и поддерживают, согревают и волнуют, вызывают желание и дальше делиться с миром нашими знаниями, опытом и душевным теплом. Если же в ответ на искреннюю похвалу мы реагируем смущением и недоверием, тем самым мы держим себя на голодном пайке, меньше участвуем в естественном эмоциональном взаимообмене, чем мы этого достойны, и живем менее полной жизнью, как будто на пониженных оборотах.
В норме человек учится обмениваться положительными поглаживаниями еще в детстве, подражая родителям. Если этого не произошло, при желании можно научиться и во взрослом возрасте. Начинать нужно с себя, нужно научиться давать позитивную обратную связь самому себе – признавать свои достижения, праздновать свои успехи. Сначала это может быть трудно, но потом станет привычным, и тогда мы сможем включиться в положительный взаимообмен с окружающими.


Читайте продолжение статьи: Критика, или Как эффективно предоставлять и получать обратную связь.

Начало любой статьи Вы найдете в разделе "Статьи".


Разделы сайта, дополнительная навигация:
Психоанализ, психоаналитик. Как работает психоанализ. Психологическая помощь в Петербурге и Москве. Как выбрать психолога. Психика и структура психики. Статья: Личностные адаптации. Статья: Родительские послания и жизненный сценарий.