E-mail Сайт психоаналитика Елены Лазаренко
Сайт психоаналитика Елены Лазаренко

Психоанализ, психоаналитик Петербург
О психоаналитике
Как работает психоанализ
Статьи о психоанализе
Вопросы к психоаналитику
Связаться с психоаналитиком

КРИТИКА, ИЛИ КАК ЭФФЕКТИВНО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ И ПОЛУЧАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

Негативная обратная связь

Предоставлять негативную обратную связь нужно особенно осторожно, даже справедливая критика может больно ранить.
Конструктивная критика – это уважительная конфронтация поведению, которое вредит делу. Ее цель – исправить ситуацию, а не выплеснуть свой гнев или унизить виновного.
Чем более пораненным человек себя чувствует, тем больше энергии он направит на защиту и сопротивление и меньше ее останется на рабочий процесс.
Большинство авторов, пишущих о критике, единодушны в своих рекомендациях:
- начинайте с позитива, если это возможно,
- критикуйте поступки, а не человека,
- выслушайте объяснение,
- если Вы в ярости, дождитесь момента, когда эмоции схлынут,
- вместо обвинений совместно ищите решение,
- не критикуйте то, чего нельзя изменить.
Рассмотрим, что стоит за этими правилами, что происходит на глубинном уровне, когда один человек критикует другого.
Эрик Берн, основатель транзактного анализа, считал, что у каждого человека присутствуют три Эго-состояния, три ипостаси его внутреннего мира – Внутренний Родитель, Внутренний Взрослый и Внутренний Ребенок. Внутренний Родитель включает в себя разрешения, запреты, правила, предрассудки, которые мы в раннем возрасте некритически приняли от своих родителей. Часто Внутренний Родитель ощущается нами как голос совести. Внутренний Ребенок отвечает за удовольствие, игру, спонтанность. Внутренний Взрослый осуществляет взвешенный анализ фактов. Внутренний Родитель оперирует такими словами, как «должен», «надо», «нельзя», Внутренний Взрослый – «целесообразно», Внутренний Ребенок – «хочу», «люблю».
При конструктивной критике взаимодействие идет на уровне Взрослый – Взрослый. Если это спор, то такой, в котором может родиться истина, речь идет о фактах, не допускаются некорректные переходы на личности.
Взаимодействия Родитель – Родитель и Ребенок – Ребенок тоже могут быть гармоничными, но имеют мало отношения к продуктивной деятельности. Например, транзакция Родитель – Родитель может выглядеть так:
- Ох уж эти молодые сотрудники! Делать ничего не хотят, после института ничего не знают. И чему их там учат.
- И не говори. Только о деньгах и думают.
Или Ребенок – Ребенок:
- Пойдем-ка в нарды сыграем, пока босса нет.
- Уже бегу!


Читайте предыдущую часть статьи: Критика, или Как эффективно предоставлять и получать обратную связь.
Читайте продолжение статьи: Критика, или Как эффективно предоставлять и получать обратную связь.

Начало любой статьи Вы найдете в разделе "Статьи".


Разделы сайта, дополнительная навигация:
Психоанализ, психоаналитик. Как работает психоанализ. Психологическая помощь в Петербурге и Москве. Как выбрать психолога. Психика и структура психики. Статья: Личностные адаптации. Статья: Родительские послания и жизненный сценарий.